В течение долгого времени мы как коллектив были беспомощны перед лицом тошнотворного общества. Симптомы цивилизационного недуга в развитом мире очевидны, будь то ухудшение здоровья, разрушающаяся инфраструктура, депрессия, самоубийства, зависимости, экологическая деградация и концентрация богатства, но мы застряли в системах и моделях, которые их вызывают. Теперь Covid подарил нам перезагрузку.
Миллион разветвленных тропинок лежит перед нами. Всеобщий базовый доход может означать конец экономической нестабильности и расцвет творчества, поскольку миллионы людей освободятся от работы, которая, как показал нам Covid, менее необходима, чем мы думали. Или это может означать, что при уничтожении малого бизнеса мы будем зависеть от государства, выплачивающего нам пособие лишь при соблюдении жестких условий. Кризис может ознаменовать начало тоталитаризма или солидарности; медицинское военное положение или целостный ренессанс; больший страх перед микробным миром или большую выносливость при взаимодействии с ним; постоянные нормы социального дистанцирования или возобновившееся желание собраться вместе.
Что может направлять нас, как людей и как общество, когда мы идем по саду разветвленных троп? На каждом перекрестке мы можем осознавать, за чем мы следуем: за страхом или любовью, за самосохранением или щедростью. Должны ли мы жить в страхе и строить общество на его основе? Должны ли мы жить, чтобы сохранить наше отдельное «я»? Должны ли мы использовать кризис как оружие против наших политических врагов? Это не вопросы типа «все или ничего», только страх или только любовь. Они о том, что следующий шаг к любви лежит перед нами. Он кажется смелым, но не безрассудным. Он дорожит жизнью, принимая смерть. И он верит, что с каждым шагом следующий шаг станет видимым.
Пожалуйста, не думайте, что выбор любви вместо страха может быть осуществлен исключительно посредством акта воли, и что этот страх может быть побежден так же, как и вирус. Вирус, с которым мы здесь сталкиваемся, – это страх, будь то боязнь Covid-19 или боязнь тоталитарного ответа на него, и этот вирус тоже имеет свою территорию. Страх, наряду с зависимостью, депрессией и множеством физических недугов, процветает в условиях отделенности и травмы: наследственная травма, детская травма, насилие, война, жестокое обращение, пренебрежение, стыд, наказание, бедность и приглушенная, нормализованная травма затрагивает почти всех, кто живет в монетизированной экономике, получает современное школьное образование или живет без сообщества или без связи с местом. Это тоже можно
изменить, например,
исцелением от травм на личном уровне, системными изменениями в сторону более сострадательного общества и трансформацией истории об отделенности: одинокое «я» в мире других, я отделен от вас, человечество отделено от природы. Быть одиноким – это первобытный страх, и современное общество делает нас все более одинокими. Но время Воссоединения настало. Каждый акт сострадания, доброты, мужества или щедрости исцеляет нас от истории отделенности, потому что он гарантирует и актору, и свидетелю, что мы в этом вместе.
В заключение я приведу еще один пример отношений между людьми и вирусами. Вирусы являются неотъемлемой частью эволюции не только людей, но и всех эукариот. Вирусы могут
переносить ДНК из организма в организм, иногда вставляя ее в зародышевую линию (где она становится наследственной). Известный как горизонтальный перенос генов – это основной механизм эволюции, позволяющий жизни развиваться вместе намного быстрее, чем это возможно благодаря случайной мутации. Как однажды сказала Линн Маргулис, мы – это наши вирусы.
А теперь позвольте мне углубиться в спекулятивную территорию. Возможно, великие болезни цивилизации ускорили нашу биологическую и культурную эволюцию, предоставляя ключевую генетическую информацию и предлагая как индивидуальное, так и коллективное посвящение. Может ли нынешняя пандемия быть именно такой? Новые коды РНК распространяются от человека к человеку, наполняя нас новой генетической информацией; в то же время мы получаем другие, эзотерические, «коды», которые следуют за биологическими, нарушая наши нарративы и системы так же, как болезнь нарушает физиологию тела. Это явление следует шаблону инициации: отделение от нормальности, за которым следует дилемма, срыв или испытание, за которым следует (если оно проходит успешно) реинтеграция и празднование.
Теперь возникает вопрос: посвящение во что? Какова конкретная природа и цель этого инициирования? Популярное название для пандемии предлагает ключ: коронавирус. «Новая пандемия коронавируса» означает «новая коронация для всех».
Мы уже можем чувствовать силу того, кем мы можем стать. Истинный суверен не бежит от страха ни от жизни, ни от смерти. Истинный суверен не доминирует и не побеждает (это теневой архетип, Тиран). Истинный суверен служит народу, служит жизни и уважает суверенитет всех людей. Коронация знаменует собой возникновение бессознательного в сознании, кристаллизацию хаоса в порядок, переход от принуждения к выбору. Мы становимся правителями того, что управляло нами. Новый Мировой Порядок, которого боятся теоретики заговора, является тенью великолепной возможности, доступной суверенным существам.