Live temple
Неантропоцентричная архитектура
Манифест неантропоцентричной архитектуры
Самый распространенный взгляд в будущее - это взгляд в продолженное настоящее. Все будет так, как сейчас, только лучше. Мы станем еще быстрее и сильнее.

Каждый из вас может увидеть распространенный образ архитектурного будущего - для этого достаточно найти картинки в Google по запросу "future city", "future architecture" или подобным. Вы найдете достаточно обтекаемых форм строения, с зелеными террасами - городскими фермами, которые выглядят весьма экологично. Да, действительно, этот образ более экологичного города, чем есть сейчас, но тем не менее это продолжение того же образа будущего раздвигания природы для человека. Антропоцентричная экология. Сначала вырубить лес, потом построить на его месте дом биоморфной формы и высадить на нем немного зеленых террас.

Мы подвергаем этот взгляд критическому осмыслению и желаем проявить образы будущего принципиально иного, нового, свежего. Ускоряющееся развитие не может не нарушать границ резильентности системы - экспоненты всегда пересекают линейные функции. Мы привлекаем ваше внимание к другому варианту будущего, построенному на другой этике и имеющему другую эстетику. Мы предлагаем вместе сделать его возможным не только в нашей голове, но и в реальности. Приглашаем вместе прототипировать его здесь и сейчас, ведь это - самая мощная методология работы с будущим.

Какой могла бы быть архитектура будущего, радикально отличающегося от настоящего? Живая. В совершенно буквальном смысле этого слова. Можем ли представить себе здания со стенами из деревьев? Не из срубленных деревьев, а из живых, растущих? Такое здание оставалось бы в ритмике природы, меняясь со временем и находясь в ритмике окружающей экосистемы.

Мы понимаем, что не можем перестроить города. Но мы можем показать людям этот иной возможный образ архитектуры. Дорога начинается с первого шага.

Мы приглашаем к сотрудничеству. Напишите нам, если у вас есть идеи и желание взаимодействовать с нами, если вы просто чувствуете, что вам нужно нам написать (такое бывает): technoashram@futuref.org.
Первый прототип
Первый Жилой Храм посажен летом 2019 в деревне Тарасовская-Верхний Березник, Устьянского района, Архангельской области в рамках проекта «Климат-образование-молодежь». В проектировании и посадке участвовали:
Анастасия Сдобырева
Александра Орлова
Дарья Выборова
Катерина Смирнова
Мария Кулясова
Елена Пашкова
Александра Созонтова
Малика Кайбалдиева
Таисия Хоменкова
Efe Berberoglu
Даниил Кузнецов
Влад Кушмылёв

Ниже приведен текст художницы и куратора Александры Орловой:
К чему приводит желание сделать что-то для деревни, сочетающее в себе и эстетическую и полезную стороны, причем, чтобы создание собирало ряд смыслов — климатический фокус школы, идею устойчивого развития, создания экосистемы, а со временем не ветшало. Для начала мы ознакомились с рядом лэнд-арт и эвайроментал-арт проектов. Помимо обсуждения художественных проектов мы слушали лекции о влиянии лесов на климат, о воздействии изменений климата на сельское хозяйство и о пермакультуре. Поток информации открывал перед теми, кто выбрал для себя арт-направление, большое поле возможностей. Однако времени для задумки, развития и реализации проектов с нуля было маловато. Поэтому я решилась предложить реализовать проект «Живого Храма». - конструкции из живых побегов растений, которой придается в течение их роста желаемая форма, корректируется, но увеличение конструкции происходит за счет естественных механизмов роста. «Живой храм» - является продолжением той местности, где его закладывают. Он становится домом для множества насекомых, а порой и птиц. Живые побеги участвуют в гидросистеме данной местности, не только впитывая воду из грунта, но и распределяя влагу через листья. Минимален углеводородный след как тех ростков, что были привезены на место и послужили строительным материалом, так и в случае увядания, элементы, из которых состоит конструкция вернутся в круговорот природных процессов — станут пищей для грибов, бактерий, насекомых…

Мы начали с презентации идеи Живого Храма в общей группе, затем группа разделилась на минигруппы, каждая из которых прорабатывала один и аспектов конструкции, из тех что мы смогли обозначить на первом этапе. Первая группа занимлась общим видом храма — размером, высотой, способом плетения ветвей (что было непросто, т. к. мы не знали точно число, высоту, свойства ростков). Вторая группа занималась разработкой идеи арт-объекта, который мы, как творческое объединение хотели бы добавить к конструкции храма — о первых, чтобы выразить творческие амбиции участников и участниц, во вторых, чтобы пока саженцы подрастают, этот элемент мог бы быть в центре внимания. Третья группа разрабатывала концепцию перформативного открытия храма.

Обменявшись результатами, мы пришли к соглашению, что мы возводим «Храм ветра», саженцы располагаем по кругу. В Храм делаем 3 входа (чтобы внутри он продувался ветром), в центре устанавливаем столб, увенчанный флюгером. Столб было предложено украсить росписью и резьбой/обжечь. Вокруг него разместить камни (но было предложение камни разложить и вокруг Храма с южной стороны, чтобы аккумулировать тепло). На открытии решили провести хоровод и спеть традиционные песни, символизирующие разные стихии. Так как для создания объекта мы действительно соединили землю, воздух, воду и огонь.

Потребовался еще день на подготовку площадки и всех элементов. Мы замочили привезенные из Москвы саженцы. Тоня предложила хорошее место — защищенное с севера и востока посадками — невысокие кусты и сосенки. На месте нужно было разметить круг с центром и тремя входами на периметре. Один из входов мы ориентировали на юг, чтобы солнечный свет попадал внутрь беседки.
Как посадить живой храм
1
Стать частью живой системы
Медитация, сонастройка, исследование природных условий территории, локального микроклимата
2
Подготовка
Нужно заранее продумать и нарисовать схему плетения конструкции. Самая простая схема - перекрещивание ветвей, как при плетении корзин. Можно продумать и нарисовать более сложную схему, предусмотреть отверстия для окон.
3
Посадка
Посадка черенков может осуществляться как на обработанную почву, так и на целину. Целину можно покрыть черной геотканью для предотвращения роста сорняков. В начале работ необходимо произвести разметку и вскопать землю по периметру планируемого сооружения.
4
В средней полосе мы рекомендуем выращивать Живой Храм из предварительно замоченных на 2 дня в воде черенков Ивы корзиночной, высаживаемых по кругу. При посадке черенки ивы вставляют в подготовленную траншею и засыпают землёй, поливают и уплотняют. Желательно замульчировать землю скошенной травой, либо измельчённой корой для сохранения влаги в почве.
5
Пермакультурный дизайн
Возможна посадка плодовых лиан рядом с плетеной стеной живой конструкции. Плетень будет давать опору для лианы, а лиана - съедобные плоды для птиц (актинидия, лимонник и др.) – это элемент пермакультурного дизайна. Желательна установка камней у корней растений ю для аккумуляции солнечного тепла. Это благоприятно для роста лиан, особенно в северных широтах.
6
Уход за молодым Живым Храмом
Первые несколько месяцев посаженный растительный материал нужно будет поливать 2-3 раза в неделю, из расчета не менее 10 л воды на погонный метр.
7
Плетение, одрезание и связывание
Из отрастающих черенков формируется каркас Живого Храма - побеги переплетают, связывают или подрезают по мере формирования конструкции. Если высота беседки более 2-х метров, потребуется стремянка, или леса, чтобы можно было периодически делать обрезку и связывать ветви в верхней части конструкции.
Как выглядят Живые Храмы
Команда проекта
Анастасия Сдобырева
Ландшафтный дизайнер, почвовед, начинающий экологист.
Катерина По
Техномонах, исследователь планеты Земля, интегратор миров
Илья Копычина
Практикующий архитектор, заведующий Лабораторией средового дизайна в Техникуме Космических Технологий г. Королёв
Петр Левич
Основатель Future Foundatio
Александра Орлова
Медиа-художница, соосновательница лаборатории "Мы здесь будем", участница проекта "Культура будущего"
Партнеры проекта