Наша сказка уже началась
Если вы читаете это письмо, значит вы уже стали частью нашей общей сказки. Не только мероприятия, поездки, экспедиции, а именно сказки. Здорово! Стать частью сказки - это же такая редкость в наши дни.

"Когда умер последний дракон, из мира ушла магия" звучит в уме цивилизованного человека уже несколько столетий. Хватит ли у нас силы усомниться в столь важном столпе нашей картины мира? Cила не в насилии, а в позволении себе проявить уязвимость, в том числе уязвимость своих оснований.

Почти сутки в поезде и еще час в трясущейся буханке по зимней дороге - через такой портал придется пройти, чтобы оказаться по ту сторону Рубикона привычной реальности. Мы предвкушаем встречу с вами там, мы будем вас ждать на той стороне.

В нашей сказке 55 персонажей. При осознании этой цифры ощущение чуда уже начало растекаться по нашему телу. Когда мы начинали проектировать это мероприятие, мы не могли себе представить, что столько людей согласится отправиться в столь далекую экспедицию. Как в физическом, так и в смысловом, и в культурном смыслах далекую.

Ну что же, первая глава сказки уже началась. Билеты куплены, мы с вами начинаем продумывать что взять с собой, а что оставить в городе; как успеть закрыть цивилизованные дела до отъезда, а какие дела не стоит делать вовсе; какие носки положить в рюкзак - с оленями или с елками. От нас с вами зависит продолжение сказки. Мы уже творим ее вместе. Но, быть может, кроме нас, на ее сюжет влияет что-то еще? Что-то в уголке глаза, на периферии зрения и сознания...
Наши вдохновения
Мы написали несколько текстов о нашем персональном опыте проживания тем традиционной культуры, экологии, сказки и мифологии.
Долго я собиралась, чтобы подойти к тексту. Слова, которые вертелись внутри, словно песок уходили сквозь пальцы, просачиваясь мельчайшими камнями. И где-то среди этих крошечных песчинок я пыталась разглядеть те верные и драгоценные образы, наполненные смыслом, что нуждаются в выражении. Что будут рваться наружу, складываться большими мазками в целые картины, просвечивать куски мироздания и связывать парадоксы этого мира.

Параллельно с этими поисками я читала "Пилигрима" и вспоминала о том, как попадая в другую страну в компанию культурного цветного пирога, я начинала, рассказывая им про свою культуру, отвечая на вопросы, как будто яснее видеть происходящее со стороны. И это переживается совсем иначе, чем когда я говорю о похожих темах с земляками. Тот самый критический взгляд о котором пишет Игорь, и который необходим для того, чтобы посмотреть цельно и беспристрастно, он открывается в путешествии, когда привычные маяки смещаются. И поиск пути становится ежедневным квестом, как бы сходишь с привычных истоптанных твоими же ногами дорожек. Не знаю, как оно так работает. Но это ощущение такой возможности с одновременной любовью к дому, гонит меня от него на неизведанные земли, чтобы смочь увидеть больше.

И кроме взгляда на свой дом, я иду внутрь места и культуры, в которой я оказалась. Пытаясь прочувствовать разности и схожести, и свести их к точке синтеза, где они(мы) встречаемся. Так, находясь на берегу Балтийского моря, среди старинных камней и извилистых сосен вдоль берега, я чувствую то же проявление жизни, приобретающее свой узор мелодии. Как будто звучит сквозь этот мир песня жизни. И если попасть внутрь ее узоров, каким-то образом стать частью этого ландшафта, то начинаешь воспринимать тот диалект, на котором эта песня звучит..
Я перечитываю вновь и вновь текст Эндрю, и вспоминаю то, что рассказывали мне о традиционной культуре и ее песнях. Почему была так важна местная традиция? Почему звучание песен русского севера так отличается от юга с казачьими мотивами?

Я слышала о том, что песня и особое местное звучание в ней было диалогом с той природой, в которой находился человек, а сейчас я бы даже сказала с экосистемой. И настройка этого звука - это вход в состояние резонанса с местом. Я слышала истории от фольклористов, которые рассказывали про подобный экзистенциальный опыт, когда песня начинала вибрировать вместе с местом, и казалось, что пространство "отвечает" тебе. Я тоже переживала это, только в состоянии, когда пространство превращается в вибрирующее и пластичное (и звук это ключ). Как будто в нем и рождается все. Как будто в состоянии такого созвучия может происходить изменения и взаимовлияния. И не удивительно, что человек песней мгновенно мог вызывать дождь или менять ход ветра. Важно, что это действие, такое влияние, оно не может быть обусловлено личностным. Оно происходит, когда человеческое совпадает с экосистемным, и действует совместное.

Тоже самое про традиционный танец - длительная настройка тела на ощущение резонанса. И каждый раз, при большом изменении, таком, как солнечные точки во время года, человек в традиционной культуре останавливал всю работу и переходил в состояния праздника жизни в данный момент времени как бы меняя внутренние настройки, и настраиваясь на следующий период.

Сейчас, когда наша земля на многие площади изменена антропогенным влиянием, когда миллионы тонн полезных ископаемых растасканы по поверхности земли, вмешательство в геохимические процессы происходит с силой равной или даже превышающей силу извержения вулканов, движения масс воздуха и воды изменено обезлесиванием и возникновением пустынь, и период развитие человечества в отрыве от его культуры растет, как сможем мы вернуться к способности вновь входить в резонанс?

Сегодня я наткнулась на слова эколога прошлого века.
«Совершенно ясно, - пишет американский эколог Р. Риклефс, - что никаких очевидных способов исправить нанесенный природе вред не существует, да и обвинение, предъявляемое человеку за его возмутительное отношение к среде, следует строить не на столь очевидных фактах, как сбрасывание в реки сточных вод, опрыскивание посевов пестицидами, ружья и гарпуны охотников, выхлопные газы автомашин, расползающиеся во все стороны пригороды. Человеку следует предъявить обвинение в том, что он не сумел с должным вниманием отнестись к законам, лежащим в основе экономики природы».

Где под экономикой природы он подразумевает учитывание всех компонентов и их движения, взаимовлияния внутри экосистемы, и течение энергии в том числе.
Можно поспорить с этими словами, но они отсылают меня все к тому же "пониманию устройства этого мира". И про магию, которая является лишь более глубоким Знанием.

И тому, что наши предки веками вытачивали это мастерство. А нам предстоит совершить этот скачок гораздо быстрее, синтезировав весь накопленный опыт.
….
В наших ладонях простое семя
Потенциал сложности устройства мира
Мария Кулясова
Навигатор Экопотока (Metaversity Ecostream). Эколог. Начинающий игротехник. Ведущая форматов, направленных на глубокое проживание процессов.
Мое первое воспоминание на тему экологии относится к периоду, когда мне было лет 5-6. В то время мы жили в Подмосковье и каждые выходные с отцом гуляли по лесам. Недалеко был какой-то правительственный санаторий и мы часто проходили мимо. У него был высокий металлический забор с остриями на концах прутьев, как и подобает забору цивилизованного правительственного объекта. Однажды мы проходили мимо места забора с погнутыми сверху прутьями. Меня удивило это - металл толщиной с половину моей руки был погнут, форма и глубина изгиба нескольких соседних прутьев намекали на что-то большое и тяжелое, обрушившееся на них, чего, впрочем, уже не было в этой реальности, остался лишь след: неидеальность прямых линий забора, нарушение уставного порядка регулярной структуры, возведенной здесь, посреди леса, человеком.

Отец сказал, что это лось пытался перепрыгнуть забор и не смог, напоровшись на прутья. И дальше помню, что дома обсуждали, что это достаточно частый случай здесь, с этим правительственным санаторием, после его постройки. Видимо, забором перегородили лосиную тропу. Даже какие-то подписи вроде кто-то собирал то ли за перенос забора, то ли санатория, то ли уж не знаю чего.

Помню, что это не было для меня чем-то травмирующим - видимо, я тогда не мог прочувствовать, понять ситуацию полностью, представить это целостно, скорее помню ощущение абсолютного непонимания - зачем же пытались лоси перепрыгнуть через забор? Чем ТАМ лучше, чем ЗДЕСЬ? И чем вообще для них отличается ТАМ от ЗДЕСЬ?

Сейчас я могу выстроить какое-то мимолетное, но целостное ощущение от этого образа в памяти. Лосиные тропы существуют веками, сотни поколений животных ходят по ним. Тропа идеально подходит рельефу и ландшафту, она гармонично вписана в него, это часть сложной экосистемы. И вот в какой-то момент на ней появляется препятствие. Появляется оно из какой-то совершенно внешней системы, совершенно чужеродное, и настолько же непонятное лосям, наверное, как мне были непонятны сами лоси тогда (не думаю, впрочем, что по-настоящему понимаю их сейчас). И после того, как первый лось погибает на прутьях забора, другие лоси не меняют тропу, а повторяют его судьбу. Слишком сильна связь с природой, инстинкт, согласованность, резонанс с лесом, ландшафтом и остальной сложной системой вокруг. И слишком далеко от этой гармонии находится поставленный забор, он настолько вне этой системы, настолько в диссонансе с ней, что коллапс катастрофичен, лоси продолжают идти на смерть, потому что не могут иначе. Абсолютная безысходная трагедия пересечения двух систем, перекресток смерти. Аналог этой ситуации, более понятный нам изнутри цивилизации - как если бы посреди дороги поставили бетонную стену, а машины не останавливались перед ней, потому что водители не могли бы это сделать, их вел бы вперед непреодолимый зов, и они, один за другим, врезались бы в стену на полной скорости, как то ощущение во страшном сне, когда хочешь бежать, но ни один мускул тебя не слушается.

Как это соотносится с темой традиционной культуры? Предлагаю этот вопрос к самостоятельному размышлению и чувствованию, а также, конечно, обсуждению вместе на мероприятии.
Петр Левич
Основатель Future Foundation
В то время ученики приступили к Иисусу и сказали: кто больше в Царстве Небесном? Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное; итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном."

Если Пасха - про жизнь и смерть, то Рождество - это праздник про чудо. Пасха - тоже про чудо, но чудо воскрешения как чего-то необычного, невозможного. А Рождество - это про ожидание чудесного, наступления нового мира, обязательно лучшего, чем прежний, это надежда, радость, что-то щемящее и одновременно яркое.
Взрослому человеку не так-то просто пережить такое сильное и комплексное чувство. Для меня наше действие на тонком уровне - это "переворот взрослости": взрослый - не тот, кто все понял и остановился. Взрослый тоже может искренне верить и надеяться, потому что он знает, что мир намного шире, сложнее и удивительнее, чем его представления об этом мире. И здесь по-другому встает контекст "уподобиться дитю" - не стать снова маленьким, не откатиться, не "вернуться", а, наоборот, интегрировать в себя "детские" чувства, чтобы стать больше и полнее.

По-моему, это подобно тому, что мы хотим сделать в мыслительном поле: расширить свой способ смотреть на вещи, перестать считать взгляд традиционной культуры "детским" и, соответственно, "неподобающим взрослому человеку". Хочется переиначить эти оппозиции и в убеждениях, и в ощущении. Детскость - это про энергию, полноту, любопытство, неожиданные ходы, свежесть восприятия, а не про наивность, капризность, безответственность и непостоянство.
Смена тегов - как минимум, но надо шагнуть дальше.

Надо шагнуть в более комплексное восприятие, когда я одновременно ощущаю себя и большим, и маленьким, и рациональным, и вышедшим на рамки рациональности, и не только ощущаю, но и являюсь таким. А значит, и мир может быть более разнообразным, и это - шаг на пути к интеграции, к синтезу, к сборке более полной версии человека.

Сказка и концепт - не противопоставление, а части одного целого.

Вторая важная для меня тема - это метафорическое мышление. Оно очень недооценено в современном мире. Продвинутые мыслители (хо-хо) знают, что метафора - супер-сложная форма упаковки: метафора, подобранная точно, работает как выстрел. Метафоры, метонимии, образы и аналогии - наши инструменты работы в поле, где логический прокол мышления либо проигрывает, либо просто бесполезен. Недаром в "знаниевом реакторе" ядро работает в метафорическом протоколе - это в разы увеличивает скорость мышления и коммуникации. Традиционная культура веками оттачивала свои метафорические приемы, описывала всю картину мира в этом протоколе, и в этом подходе чувствуется какая-то ясная органичность, это сразу задает целостность: идея + переживание. Метафорический язык прекрасно подходит для того, чтобы говорить о важном, сложном, комплексном. Задача в том, чтобы это стало языком, а не просто набором случайных (пусть даже и красивых) образов.
Екатерина Чигалейчик
Этнограф-исследователь, магистр общественной географии, навигатор и координатор педагогического потока Метаверситета, ведущий школ развития ЭШЭР, игротехник.
Сказка?
Осталось ли ей место в нашей жизни?
Удается ли нам, хотя бы порой, заходить в акт мифотворчества?
Найти в себе смелость посмотреть на мир под другим углом.
Собирая осколки частей привычного мира в разноцветную мозаику, составлять причудливые орнаменты, ловя на кончиках пальцев художественные образы, ощущение целостности и ускользающей подлинности мира.
Процесс сотворчества и поиска. Экспедиция в Терра инкогнито, готовность к Новому. Изменение угла восприятия, смена оптики. Другой, мета масштаб карты.
Рождество, как точка перехода, … куда приведет нас это путешествие, определим сами. Тем, какие Мы.
Красота разности, устойчивость и биоразнообразие человеческой экосистемы. Позволить себе, тебе быть Другим.
В предвкушении Встречи!
Григорий Черненьков
Программист, географ, художник. Концепт-методист и навигатор Экологического факультета образовательной системы Метаверситет. Член экспертного совета Future Foundation.
Организационная информация
Условия размещения

Проживание: в уютных деревенских домах с печками. Деревенский туалет в пристройке дома. Помыться можно будет в русской бане - топится каждый день.

Питание

Трехразовое, вегетарианское - с использованием молочных продуктов от наших животных, а также овощей с нашего огорода. Кто нуждается в повышенном количестве сладкого или у кого есть потребность в особых продуктах - привозите с собой. Сообщите, пожалуйста, если у вас есть какие-либо пищевые аллергии или другие ограничения по еде.

Что взять с собой

1) Теплая одежда - свитер/флиска, теплые носки, рукавицы/перчатки, шапка/балаклава
2) Теплая и непромокаемая обувь
3) Теплая домашняя обувь с непромокаемой подошвой
4) Спальник (если у вас нет, напишите нам)
5) Фонарик (для справки: время заката - 15:00)
6) Предметы личной гигиены и полотенце
7) Термос или термокружка (для вашего удобства, ведь всегда приятно иметь с собой теплый чай)
8) Праздничная одежда (та, которая вами ощущается таковой)
9) Блокнот, ручка или гаджет. При желании инструменты для любого творчества.

9) Отдельно просим захватить с собой одну сказку. Она может быть в текстовой, визуальной, музыкальной или любой другой форме.

Приезд и отъезд

Вы едете на поезде до станции Кизема. Далее мы вас встретим и проводим на нашей машине - время в пути до места примерно 1 час. Вас будет ждать серая буханка №968 (за зданием вокзала). Водителя зовут Алексей.

Связь и интернет

Мегафон, МТС (ловит не всегда). Интернет есть, но лимитированный. Проверить почту при необходимости будет возможно. В связи с этим, мы не рекомендуем планировать на дни погружения какие-то важные дела, связанные с доступом к интернету.

Здоровье

Если вам требуются какие-то лекарства, то просьба позаботиться о себе и привезти их с собой. У нас будут совсем базовые медикаменты для первой помощи.
С кем и по каким вопросам связываться
Программа
Завтрак, обед, ужин, рефлексия, утренние телесные практики, другие события присутствуют по умолчанию каждый день. Ниже указаны только основные сутевые события дней.
3 января, четверг
Знакомство с местом, друг другом, собой
Знакомство с пространством
Общий процесс
Фазовый барьер сложности и традиционная культура
Лекция-дискуссия
Выставка мастерских и лабораторий
Общий процесс
Знакомство участников "Генезис коллективного субъекта"
Общий вечерний процесс
4 января, пятница
Старая оптика
Проживание традиционной культуры
В мастерских по группам
Творение своей сказки
В лабораториях по группам
Роль традиционной культуры в будущем
Общий вечерний процесс
5 января, суббота
Отказ от оптики
Погружение в природу
Общий процесс
Творение своей сказки
В лабораториях по группам
Чудесная игра
Общий вечерний процесс
6 января, воскресенье
Переход
Проживание традиционной культуры
В мастерских по группам
Чудо. Переход.
Лекция-дискуссия
Творение своей сказки
В лабораториях по группам
Гадания
Общий вечерний процесс
7 января, понедельник
Начало нового
Калядки
Общий процесс
Вечерка
Общий процесс
Творение своей сказки
В лабораториях по группам
8 января, вторник
Планы и действия
Презентация результатов деятельности лабораторий
Общий процесс
Синхронизация планов действий в цивилизации
Общий процесс
Завершающая рефлексия
Общий процесс
После возвращения
В цивилизации
Работа со сложной системой через сказку, порожденную на мероприятии
Работа по группам лабораторий
Мастерские и лаборатории
Мы уточнили список мастерских и лабораторий. В мастерских мы будем проживать традиционную культуру, в лабораториях - будем творить свою собственную сказку на основе прожитого в мастерских.
Художественная
Экофилософия
Традиционное пение, пляска, игра
Ресурсные состояния
"Народный джем": музыкально-двигательно- импровизационная
Трудовая
Создание метафорических карт
Кухня
Сказочный текст
Время в сложных системах
Детская
Молчаливая библиотека
Организаторы и партнеры