Объединяя онтологии Практики работы с состояниями сознания существовали задолго до появления нейротехнологий и нейронауки. В современном мире нейротехнологии находятся в поле научной онтологии, а работа с состояниями сознания (например, медитация) — в духовной. Уже есть исследования, показывающие, в частности, доминирование альфа- и тета-волн мозга, активацию определенных зон мозга в момент концентрации/медитации. Для науки это открывает новые горизонты исследований, а для духовной сферы — отчуждаемый язык транслирования субъективного опыта. Но для полноценного объединения онтологий ученым предстоит покинуть позицию наблюдателя и самим погрузиться в исследуемые состояния сознания. Объединенная онтология позволяет создание нового протокола коммуникации между людьми, включающего в себя как использование нейроинтерфейсов, так и работу с состояниями сознания. Это мы ставим задачей лаборатории. |
Почему мы это делаем Мы наблюдаем, что основными заказчикам технологий всегда выступали иерархические структуры, разрабатывающие инструменты для усиления собственной позиции в конкурентных средах. Вспомним башни контроля сознания из романа "Обитаемый остров" братьев Стругацких. Как не допустить такого сценария применения нейротехнологий? Варианты применения технологий, меняющих человеческую идентичность, могут изменить образ будущего в самом широком спектре сценариев: от наиболее позитивных до наиболее негативных. Именно поэтому в рамках этой лаборатории мы работаем с нейротехнологиями. Мы предлагаем относиться к будущему, как к пространству личной ответственности. Мы не можем влиять на то, какие технологии появятся. Но эту лабораторию мы видим прототипом той логики применения технологий, которая приближает наш желаемый образ будущего. Мы видим целесообразным создание пространств с разрешением на свободный эксперимент с новыми технологиями и гуманитарными форматами, в котором участники живут в горизонтальном сообществе и проходят через трансформационный процесс поиска смыслов жизни и модели действия в новом сложном мире. Условно такое пространство можно назвать "Техноашрам". |
Процесс лаборатории Есть 4 основные роли: ученый, программист, практик медитации и визуализатор, а также две дополнительные роли журналист/блогер/популяризатор и фасилитатор. Часть 1: вход в определенное состояние сознания Практики медитации обсуждают с учеными и остальными участниками лаборатории состояния сознания, которые будут анализировать, например, состояния расслабления и концентрации. Далее, ученые, программисты и визуализаторы разрабатывают программу анализа ЭЭГ. Человек входит в определенное состояние сознания, наблюдая за визуализацией данных со своего нейроинтерфейса. Таким образом создается петля биологической обратной связи. Следующим шагом визуализаторы и программисты оптимизируют алгоритм визуализации с целью максимизации скорости вхождения в это состояние сознания для всех участников (не только для медитаторов). В алгоритме используется технология глубокого обучения нейронных сетей, которая подстраивает визуализацию под конкретного пользователя. Программа работает с различными стимулами - визуальными, звуковыми, сенситивными (миостимуляция), в том числе с применением VR и AR. Часть 2: синхронизация двух людей в определенных состояниях сознания Процесс подобен первой части, только в число измеряемых параметров петли биологической обратной связи входит синхронизация состояний сознания двух (и более) людей. Создается новый протокол коммуникации. |
Наш опыт Идея лаборатории основывается на нашем опыте проведения перформанса Neuro Sync, в котором поэты и музыканты синхронизировали ритмы головного мозга, погружаясь в единое поле визуального нейрофидбэка. |
Почему мы продолжаем Опыт проведения этих перформансов показал, что подобная технология обладает потенциалом для развития. Мы открыты к изучению аналогичного опыта работы с технологиями нейрофидбэка других участников лаборатории. |
Кого мы ждем 25 человек, относящих себя к одной или нескольким из этих категорий: • практиков, работающих с состояниями сознания (например, концентрации, внимательного присутствия, медитации) • ученых, изучающих мозг и сознание, в частности нейробиологов и когнитивистов • медиахудожников и аниматоров, занимающихся цифровым искусством • программистов, работающие с потоковыми данными, глубоким обучением нейронных сетей, VR и AR. А также: • журналистов, блогеров, популяризаторов • фасилитаторов ...открытых к сотворчеству и эксперименту |
Ожидаемые результаты Технологические (отчуждаемые): • Создание программного продукта, позволяющего входить в определенные состояния сознания, например, состояния расслабления и концентрации. В алгоритме используется технология глубокого обучения нейронных сетей, и он работает с различными стимулами - визуальными, звуковыми, сенситивными (миостимуляция), в том числе с применением VR и AR. Код программного продукта будет выложен в открытый доступ (Open Source). • Научный результат (статья/коллаборативное междисциплинарное исследование) Гуманитарные (для участников): • Исследование собственных психических процессов, способов управления ими, опыт переживания различных состояний сознания • Опыт совместной жизни и сотворчества в ограниченном пространстве и замкнутом сообществе. • Понимание своих собственных ограничения, барьеров, эмоций и особенностей, которые мешают нам договариваться и понимать других людей, а им - понимать нас. • Опыт выстраивания сообщества, основанного на доверии и искренности в противовес средам, устроенным по иерархической и конкурентной логике, в которых мы обычно находимся. А, кажется, процессы, которые будут происходить в будущем, потребуют от нас новой логики коммуникации. |
Время и место 10 дней Пространство, которое: • может принять 30 человек для совместной жизни и работы в течение всего срока мероприятия • находится вне города • обладает пространствами как для общих процессов, так и для работы в малых группах • способствует поддержанию герметичности процесса |
Ресурсы На проведение данного мероприятия мы ищем различные ресурсы. В том числе: • площадку проведения, проживание и питание участников и организаторов • оборудование (нейроинтерфейсы, вычислительные мощности, VR-шлемы и тд) • обеспечение трансфера участников до места проведения мероприятия • гонорарыспикерам, модераторам • фото- видеосъемка мероприятия, создание медиаматериалов и другие |