Неантропоцентричная экология и неантропоцентричный город.
Сама по себе тема экологии города много обсуждается и вероятно будет обсуждаться и в рамках других направление мероприятия. Однако современный цивилизованный экологический дискурс являются антропоцентричным и никак не приближает нас к преодолению барьера сложности, к нахождению методологии работы со сложными живыми системами, экосистемами, так как эта методология требует от актора быть частью системы, а не выделенной внешней силой, как сейчас выглядят отношения человек-природа. Городской уклад жизни требует не только включения человека в природу с фокусом на неатропоцентричной экологии, но нахождения способа группового включения - как не "мне быть с природой?", а "нам вместе быть с природой?". Каждый из нас может увидеть распространенный образ архитектурного будущего - для этого достаточно найти картинки в Google по запросу "future city", "future architecture" или подобным. Мы найдем достаточно обтекаемых форм строения, с зелеными террасами - городскими фермами, которые выглядят весьма экологично. Да, действительно, этот образ более экологичного города, чем есть сейчас, но тем не менее это продолжение того же образа будущего раздвигания природы для человека - нтропоцентричной экологии. Сначала вырубить лес, потом построить на его месте дом биоморфной формы и высадить на нем немного зеленых террас. Мы подвергаем этот взгляд критическому осмыслению и желаем проявить образы будущего принципиально иного, нового, свежего. Этот вызов также решается в другом нашем проекте -
Cyclic Calendar.
Биологическая противоречивость городаТрадиционный уклад жизни
homo sapiens, к которому мы предрасположены биологически - примерно описывается числом Данбара - количеством особей в стае, позже - племенем, позже - деревней. От 100 до 230 человек. Город - явно больше. Как быть с укладом жизни, к которому мы не предрасположены биологически?
Дегуманизирующее модерированиеВследствии количества людей, живущих вместе, требуется дополнительное модерирование их взаимодействия с помощью технологий и норм поведения, которые дегуманизируют. Как обеспечить взаимодействие большого количества людей не дегуманизируя их?
Город как сообщество сообществ
Если одним из ответов являются intentional communities, то есть перенос образа экопоселений и подобных сообществ в города, то как выглядит такой город? Как в нем сосуществуют и взаимодействуют сообщества?
Линейное и цикличное время
Природосообразность требует большей сонастроенности с ритмикой природы. Время - один из ключевых элементов картины мира человека. При этом, само время и его влияние на культуру гораздо менее подвержено рефлексии, чем, например, пространство. Взгляд исследователя - как естественно-научного, так и гуманитарного - как правило вежливо обходит эту сущность. Время является аксиоматичной категорией. Время в картине мира современного цивилизованного человека линейно - оно направлено из прошлого в будущее. Единая стрела, на которую нанизаны все события, люди, предметы. Кроме того, несомненно, стрела эта указывает вверх. Завтра, конечно же, будет лучше, чем вчера. Мы хотим подвергнуть критике линейный образ времени. Отрицание циклов является глубинным проявлением страхов в картине мира цивилизованного человека. Страх оказаться недостаточно быстрым в гонке с конкурентом, технологиями, а, в конечном итоге, с самим собой. Страх смерти. В конечно счете, страх природы, которой мы себя противопоставляем. Мы индивидуально и коллективно смертны, наш рост не может быть неограниченным - все это следствие того, что мы есть часть природы. И чтобы комфортно уложить эти страхи в картину мира, требуется отрицать природное в себе, и в том числе отрицать цикличность времени. Этот вызов также решается в другом нашем проекте -
Live Temple.
Ритуалы и практикиВажной частью традиционных, племенных культур, существующих природосообразно и целостно являются ритуалы и практики. Они имеют своей целью выстраивание отношений между людьми, поколениями и профессиями, а также накопление и архивирование той самой искомой мудрости. Какие могли бы быть городские ритуалы и практики? Быть может, это техно-ритуалы и технопрактики?